Предполагается, что понятие «смазочные масла» или «смазочные материалы» появилось с момента использования человечеством инструментов труда. «Смазочное масло» считалось обязательным продуктом и использовалось для предотвращения трения поверхности, коррозии, подавления тепловыделения, поддержания чистоты, а также для достижения изоляционного и антикоррозийного эффекта в современном понятии.
Согласно записям, оливковое масло использовалось при перемещении камня или древесины для колоссальных сооружений Древнего Египта, а когда появились трамваи, «талловый жир(Tallow)», являющийся жиром животных, использовался в качестве смазочного средства для смазки колесных осей трамвая. Слово «смазка (Grease)», использующееся для описания смазочных материалов, возникло от латинского слова «Grussus», что на переводе на русский язык означает «жир», поскольку первоначальная смазка внешне была похожа на жир.
В Средневековье, когда начали широко использоваться сложные механизмы из железа и меди, появились различные смазочные материалы, такие как китовый жир (Sperm oil), касторовое масло (Castor oil), арахисовое масло (Peanut oil), рапсовое масло (Rape oil). Однако, они сильно не отличались от растительных и животных масел, были созданы на основе не научных исследований, а на личных опытах.
История современных смазочных масел началась с момента начала бурения нефтяных скважин в Пенсельвании США в 19-веке. В то время китовое масло использовалось в качестве смазки прядильного и ткацкого станков, тогда было обнаружено, что если смешать его с нефтью, можно продлить срок службы станка более чем на 10 лет. С тех пор, на замену жировых масел пришли смазочные материалы на нефтяной основе.
В эпоху массового производства 20 века стали востребованы более сложные и изощренные механизмы, следовательно спрос на смазочные материлалы возрос и от них теперь требовалось работать в более суровых условиях, которые нельзя сравнить с прошлыми. В особенности, после I, II мировых войн, начали в быстром темпе развиваться автомобили, самолеты, дизельные поезда, ракеты, крупные корабли, что привело к прогрессу эфирных масел и смазочных продукций. В 1920-е годы был изобретен способ очистки селективными растворителями, а 1930-е годы начало распространяться в промышленности использование добавок для повышения производительности смазочных материалов
В 1950-е года, когда был внедрен реактивный лайнер, стала необходимой разработка смазочных масел, которые хорошо работают даже при температуре ниже 50 градусов ниже нуля, что привело к появлению синтетического(Synthetic) и многоцелевого масла (Multi-Purpose). Способ гидрокрекинга (Hydrocracking) был разработан в 1970-е года, а более продвинутый метод гидроизомеризации (Hydroisomerization) в 1990-е года, это позволило разрабатывать и производить широкий спектр высококачественных смазочных материалов с использованием минерального масла, которые могут полностью конкурировать с синтетическим маслом.
В настоящее время большое внимание уделяется не только производительным характеристикам смазочных продукций, но также факторам их воздействия на окружающую среду, поэтому многие химики, ученые, инженеры, работники нефтеперерабатывающей отрасли, металлурги и другие представители связанных отраслей осуществляют исследовательскую деятельность для повышения характеристик смазочных продукций.