Классификация смазочных материалов

1. Классификация по сырью

Вещество, которое выполняет роль смазки является смазочное средство, а смазочное масло составляет примерно 80% его состава. 

В качестве сырья смазочных материалов применяются базовые масла, получаемые в процессе переработки нефти, затем, в зависимости от соответствующего применения, определяется соотношение компонентов и добавляются присадки, также смазочные масла изготавливаются путем химического синтеза, например полиальфаолефина (ПАО).

2. Классификация по применению

Смазочные материалы широко используются в автомобильной, промышленной, тяжелой индустрии, морской отраслях.

  • Для транспортных средств

    • Масло для дизельных двигателей
    • Масло для бензиновых
    • Моторное масло для дизельно-электрических локомотивов
    • Моторное масло для авиамашин
    • Моторное масло для LPG
    • Моторное масло для CNG
    • Моторное масло для мотоциклов
    • Моторное масло для 2-х тактных двигателей
    • Масло для автоматической коробки передач
    • Автомобильное трансмиссионное масло
  • Для промышленных машин

    • Гидравлическое масло
    • Машинное масло
    • Промышленное трансмиссионное масло
    • Турбинное масло
    • Циркуляционное масло
    • Компрессорное масло
    • Холодильное масло
  • Для судов

    • Цилиндровое масло
    • Поршневое масло
    • Системное масло
  • Смазочно-охлаждающая жидкость

    • СОЖ для режущих инструментов
    • СОЖ для прокатки
    • СОЖ для термообработки
    • Масло с ингибитором
  • Прочее

    • Технологическое масло
    • Электроизоляционное масло
    • Смазка

3. Классификация по вязкости

Для того, чтобы понять данные о смазочном материале, а именно о моторном масле, необходимо ознакомиться с индексом SAE (Общество автомобильных инженеров), указанным на моторном масле. SAE - это международный стандарт, установленный для вязкости моторного масла Обществом автомобильных инженеров США.

Единый класс

К этому классу относятся масла, выраженные одним номером, такие как SAE 10W, SAE 30 и т.д., можно узнать уровень их вязкости по нижеуказанной таблице.

 
SAE J300 Low-Temperature(ºC) Cranking Viscosity

(mPa.s, Max)

Low-Temperature(ºC) Pumping Viscosity

(mPa.s, Max)

Low-Shear-Rate Kinematic Viscosity

(cSt@100ºC)
High-Shear-Rate Viscosity

(mPa.s@150ºC, Min)
Test Method ASTM D5393 ASTM D4684 ASTM D445 ASTM D4683
0W 6,200 at - 35 60,000 at - 40 3.8 ~ -
5W 6,600 at - 30 60,000 at - 35 3.8 ~ -
10W 7,000 at - 25 60,000 at - 30 4.1 ~ -
15W 7,000 at - 20 60,000 at - 25 5.6 ~ -
20W 9,500 at - 15 60,000 at - 20 5.6 ~ -
25W 13,000 at - 10 60,000 at - 15 9.3 ~ -
8 - - 4.0 ~ 6.1 1.7
12 - - 5.0 ~ 7.1 2.0
16 - - 6.1 ~ 8.2 2.3
20 - - 6.9 ~ 9.3 2.6
30 - - 9.3 ~ 12.5 2.9
40 - - 12.5 ~ 16.3 3.5 (0W, 5W, 10W)
40 - - 12.5 ~ 16.3 3.7
50 - - 16.3 ~ 21.9 3.7
60 - - 21.9 ~ 26.1 3.7

Универсальный класс

К этому классу относятся масла, выраженные двумя номерами, такие как SAE 5W30 и SAE 10W40, это означает, что условия отвечают требованиям, указанные в таблицах вязкости

Изменение вязкости у всесезонных масел универсального класса при выской температуре меньше, чем у масле единого класса, что является экономически выгодным. 

У универсальных смазочных масел уровень текучести при низкой температуре выше, чем у смазочных масел единого класса, поэтому они обладают эффектом топливной экономии двигателей внутреннего сгорания. Кроме того, большинство универсальных масел обладают более высоким сопротивлением износу, по сравнению с маслами единого класса, поэтому они способствуют продлению срока службы частей двигателя внутреннего сгорания.

4. Классификация по производительности

Американский институт нефти (API), после распространения использования автомобилей в 1900-е годы, официально признал стандарты качества моторного масла, подходящие каждому виду двигателя и определил их в знаках, которые классифицируются в основном на масло для бензинного двигателя и масло для дизельного двигателя. Бензиновое моторное масло отмечается «S» (Категория Услуг), а дизельное моторное масло отмечается «C» (Коммерческая Категория), затем добавляются A, B, C, D, и т.д., для отличия их класса. Новые модели двигателей требует все более строгих требований работы при более суровых условиях и жестких правилах, поэтому новейшие классы продукции, удовлетворяют более строгие требования, по сравнению с предыдущими классами.

 
Моторное масло для бензиновых двигателей Моторное масло для дизельных двигателей
SN 2011 CJ-4 2007
SM 2004 CI-4 2002
SL 2001 CH-4 1998
SJ 1996 CG-4 1995
SH 1993 CF/CF-2 1994
SG 1989 CF-4 1990
SF 1980 CD-Ⅱ 1985
SE 1972 CE 1984
SD 1968 CC 1961
SC 1964 CD 1955
SB 1930 CB 1949
SA 1900 CA 1900