Классификация смазочных материалов
Классификация по сырью
Вещество, которое выполняет роль смазки является смазочное средство, а смазочное масло составляет примерно 80% его состава.
В качестве сырья смазочных материалов применяются базовые масла, получаемые в процессе переработки нефти, затем, в зависимости от соответствующего применения, определяется соотношение компонентов и добавляются присадки, также смазочные масла изготавливаются путем химического синтеза, например полиальфаолефина (ПАО).
Классификация по применению
Смазочные материалы широко используются в автомобильной, промышленной, тяжелой индустрии, морской отраслях.
-
Для транспортных средств
- Масло для дизельных двигателей
- Масло для бензиновых
- Моторное масло для дизельно-электрических локомотивов
- Моторное масло для авиамашин
- Моторное масло для LPG
- Моторное масло для CNG
- Моторное масло для мотоциклов
- Моторное масло для 2-х тактных двигателей
- Масло для автоматической коробки передач
- Автомобильное трансмиссионное масло
-
Для промышленных машин
- Гидравлическое масло
- Машинное масло
- Промышленное трансмиссионное масло
- Турбинное масло
- Циркуляционное масло
- Компрессорное масло
- Холодильное масло
-
Для судов
- Цилиндровое масло
- Поршневое масло
- Системное масло
-
Смазочно-охлаждающая жидкость
- СОЖ для режущих инструментов
- СОЖ для прокатки
- СОЖ для термообработки
- Масло с ингибитором
-
Прочее
- Технологическое масло
- Электроизоляционное масло
- Смазка
Классификация по вязкости
Для того, чтобы понять данные о смазочном материале, а именно о моторном масле, необходимо ознакомиться с индексом SAE (Общество автомобильных инженеров), указанным на моторном масле. SAE - это международный стандарт, установленный для вязкости моторного масла Обществом автомобильных инженеров США.
Единый класс
К этому классу относятся масла, выраженные одним номером, такие как SAE 10W, SAE 30 и т.д., можно узнать уровень их вязкости по нижеуказанной таблице.
SAE J300 | Low-Temperature(ºC) Cranking Viscosity (mPa.s, Max) |
Low-Temperature(ºC) Pumping Viscosity (mPa.s, Max) |
Low-Shear-Rate Kinematic Viscosity (cSt@100ºC) |
High-Shear-Rate Viscosity (mPa.s@150ºC, Min) |
---|---|---|---|---|
Test Method | ASTM D5393 | ASTM D4684 | ASTM D445 | ASTM D4683 |
0W | 6,200 at - 35 | 60,000 at - 40 | 3.8 ~ | - |
5W | 6,600 at - 30 | 60,000 at - 35 | 3.8 ~ | - |
10W | 7,000 at - 25 | 60,000 at - 30 | 4.1 ~ | - |
15W | 7,000 at - 20 | 60,000 at - 25 | 5.6 ~ | - |
20W | 9,500 at - 15 | 60,000 at - 20 | 5.6 ~ | - |
25W | 13,000 at - 10 | 60,000 at - 15 | 9.3 ~ | - |
8 | - | - | 4.0 ~ 6.1 | 1.7 |
12 | - | - | 5.0 ~ 7.1 | 2.0 |
16 | - | - | 6.1 ~ 8.2 | 2.3 |
20 | - | - | 6.9 ~ 9.3 | 2.6 |
30 | - | - | 9.3 ~ 12.5 | 2.9 |
40 | - | - | 12.5 ~ 16.3 | 3.5 (0W, 5W, 10W) |
40 | - | - | 12.5 ~ 16.3 | 3.7 |
50 | - | - | 16.3 ~ 21.9 | 3.7 |
60 | - | - | 21.9 ~ 26.1 | 3.7 |
Универсальный класс
К этому классу относятся масла, выраженные двумя номерами, такие как SAE 5W30 и SAE 10W40, это означает, что условия отвечают требованиям, указанные в таблицах вязкости
Изменение вязкости у всесезонных масел универсального класса при выской температуре меньше, чем у масле единого класса, что является экономически выгодным.
У универсальных смазочных масел уровень текучести при низкой температуре выше, чем у смазочных масел единого класса, поэтому они обладают эффектом топливной экономии двигателей внутреннего сгорания. Кроме того, большинство универсальных масел обладают более высоким сопротивлением износу, по сравнению с маслами единого класса, поэтому они способствуют продлению срока службы частей двигателя внутреннего сгорания.
Классификация по производительности
Американский институт нефти (API), после распространения использования автомобилей в 1900-е годы, официально признал стандарты качества моторного масла, подходящие каждому виду двигателя и определил их в знаках, которые классифицируются в основном на масло для бензинного двигателя и масло для дизельного двигателя. Бензиновое моторное масло отмечается «S» (Категория Услуг), а дизельное моторное масло отмечается «C» (Коммерческая Категория), затем добавляются A, B, C, D, и т.д., для отличия их класса. Новые модели двигателей требует все более строгих требований работы при более суровых условиях и жестких правилах, поэтому новейшие классы продукции, удовлетворяют более строгие требования, по сравнению с предыдущими классами.
Моторное масло для бензиновых двигателей | Моторное масло для дизельных двигателей | ||
---|---|---|---|
SN | 2011 | CJ-4 | 2007 |
SM | 2004 | CI-4 | 2002 |
SL | 2001 | CH-4 | 1998 |
SJ | 1996 | CG-4 | 1995 |
SH | 1993 | CF/CF-2 | 1994 |
SG | 1989 | CF-4 | 1990 |
SF | 1980 | CD-Ⅱ | 1985 |
SE | 1972 | CE | 1984 |
SD | 1968 | CC | 1961 |
SC | 1964 | CD | 1955 |
SB | 1930 | CB | 1949 |
SA | 1900 | CA | 1900 |